☎ 8 (926) 897-55-39

Презумпция отсутствия вины перевозчика



Презумпция отсутствия вины перевозчика

В ст. 118 Устава содержится исчерпывающий перечень обстоятельств, создающих предположение об отсутствии вины перевозчика в несохранности груза. Чтобы освободить себя от ответственности, перевозчику достаточно доказать, что имели место один или несколько перечисленных в ст. 113 Устава фактов, и не нужно доказывать отсутствие своей вины.

Поскольку здесь речь идет о доказательственной презумпции (отсутствие вины перевозчика предполагается), то грузоотправитель (грузополучатель) не лишен права доказывать, в том числе при необходимости с привлечением независимых экспертов, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине перевозчика, несмотря на данные факты.

Согласно ст. 42 Устава при необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов и (или) специалистов в соответствующей области. Результаты экспертизы, проведенной без участия перевозчика или грузополучателя, являются недействительными.

В случае уклонения перевозчика от вызова эксперта и (или) специалиста в соответствующей области или уклонения перевозчика, грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее о проведении экспертизы в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон.

Однако в ст. 796 ГК РФ не имеется нормы, содержащей презумпцию отсутствия виновности перевозчика. Тем не менее закрепление в Уставе правила, допускающего при определенных условиях предположение об отсутствии вины перевозчика, пока она не будет доказана грузоотправителем или грузополучателем, нельзя считать противоречащим Гражданскому кодексу РФ, поскольку в Кодексе закреплены наиболее общие, распространяющиеся на все виды транспорта нормы. Условия же перевозки каждым видом транспорта согласно п. 2 ст. 784 ГК РФ определяются соответствующими транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

К основаниям, освобождающим перевозчика от ответственности, относятся следующие:

а) груз, грузобагаж прибыли в исправных вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо исправных вагоне, контейнере без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранности груза, грузобагажа.

В данном пункте говорится о грузе, который погружен отправителем и им же были приняты все необходимые меры для обеспечения его сохранности в пути: установлены запорно-пломбировочные устройства либо обеспечены защитная маркировка, исправная увязка на тех транспортных средствах, на которых запорно-пломбировочные устройства не устанавливаются.

Порядок пломбирования вагонов, контейнеров запорно-пломбировочными устройствами, а также перечень грузов, перевозки которых допускаются в вагонах, контейнерах без запорно-пломбировочных устройств, устанавливаются Правилами пломбирования вагонов и контейнеров при перевозке, утвержденными МПС России от 17 июня 2003 г. № 24;

б) недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом железнодорожном подвижном составе. Имеются в виду те грузы, перевозка которых в открытом подвижном составе допускается правилами перевозок грузов.

Перевозка в открытом подвижном составе связана с определенным риском, вызванным, например, неблагоприятными погодными условиями: дождем, снегом, сильным ветром и другими, не зависящими от железной дороги обстоятельствами. В арбитражной практике было немало дел, связанных с выветриванием угля при его транспортировке на платформах. То же происходило с гравием, песком. Если данные обстоятельства имели место, несмотря на все предусмотренные правилами меры по обеспечению сохранности груза, разрешенного к перевозке в открытом подвижном составе, железная дорога предполагается невиновной в его недостаче, повреждении (порче);

в) перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя).

При перевозке груза в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя предполагается, что ответственность за его сохранность несет лицо, сопровождающее груз. Однако если несохранность груза произошла по причинам, не зависящим от сопровождающего, и при доказанности принятия им всех необходимых мер по обеспечению сохранности груза в пути, а также вины перевозчика, наличие факта сопровождения груза не может служить безусловным основанием для освобождения дороги от ответственности;

г) недостача груза, грузобагажа не превышает нормы естественной убыли и значения предельного расхождения в результатах определения массы нетто груза, грузобагажа.

Нормы естественной убыли массы грузов при перевозках по железным дорогам должны устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации органом. В настоящее время действуют нормы, утвержденные Госснабом СССР либо Минторгом РСФСР. Данные нормы установлены по соответствующим группам грузов (например, овощи и фрукты, мясо и мясопродукты, пиломатериалы, руды цветных металлов, уголь каменный, сырье минеральное промышленное, формовочные и абразивные материалы, этиловый спирт, нефть и нефтепродукты, продукция химико-фармацевтической и парфюмерно-косметической промышленности, продукция хлебопекарной, кондитерской промышленности). При получении груза от перевозчика нормы естественной убыли применяются по массе брутто, а при расчетах грузополучателя с грузоотправителем — по массе нетто;

д) утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем, отправителем в транспортной железнодорожной накладной, заявлении на отправку грузобагажа;

е) грузобагаж прибыл в исправных таре или упаковке;

ж) перевозка продовольственных и скоропортящихся грузов осуществлялась как перевозка грузобагажа под ответственность отправителя, если они были доставлены в срок.