В зависимости от причины или источника опасности выделяют следующие категории рисков:
1) стихийные бедствия, природные катаклизмы, к которым обычно относят землетрясение, удар молнией, извержение вулкана, смывание волной за борт, ураган, циклон, торнадо (смерч), наводнение, оползень, воздействие конденсата или атмосферных и температурных явлений и т. п.;
2) результат деятельности человека. При этом среди прочих выделяют:
• вынужденные или преднамеренные действия лиц, осуществляющих транспортировку груза, в том числе подготовку транспортного средства к перевозке (пожертвование грузом при общей аварии или выбрасывание его за борт с целью спасения транспорта, выгрузки на месте бедствия, пожара, взрыва, ошибки при подготовке транспортного средства к перевозке, попадание морской воды в место хранения груза, недопоставка (недоставка) груза;
• преднамеренные действия третьих лиц (кража со взломом, грабеж, разбойное нападение, пиратские действия, намеренное повреждение или уничтожение груза и т. п.);
3) аварии или крушения транспортных средств, которые фактически могут быть следствием как стихийных бедствий, так и действий третьих лиц (сход с рельсов, опрокидывание транспортного средства, столкновение с внешним объектом, посадка на мель судна, выброс на берег и т. п.).
Различают риски, покрываемые страхованием, и нестрахуемые риски или исключения.
Перечень покрываемых страхованием рисков, соответствующих наиболее распространенным в мире английским условиям страхования, на практике принято объединять в определенные группы, так называемые стандартные условия страхового покрытия.
Перечень рисков, включаемых в стандартные условия, зависит от способа транспортировки.
В настоящее время в соответствии с Правилами транспортного страхования грузов применяются три основные группы стандартных условий страхового покрытия.