☎ 8 (926) 897-55-39
Интернет гипермаркет Lustrof.ru предлагает широкий ассортимент освещения для помещений и улиц, будь то бюджетное освещение для квартиры, или же дорогой, эксклюзивный дизайнерский светильник для загородного дома. За счет закупок крупными партиями от производителей, вам предлагается минимальная рыночная цена на светильники и люстры всех мировых брендов. Профессиональные менеджеры отдела продаж подберут оптимальное освещение по вашему запросу. Доставка ✈ за 2 дня в любой город России.

Договор транспортной экспедиции




Договор транспортной экспедиции

Понятие и виды договора транспортной экспедиции

Усиливающееся взаимодействие участников товарных отноше ний на мировом рынке привело к тому, что транспортировка товара на тысячи и десятки тысяч километров от места его производства яв ляется стандартным явлением в практике мировой торговли. При по добной транспортировке естественно возникает необходимость стал киваться с различными правопорядками, различными проблемами. В такой ситуации закономерна деятельность участников имуществен ного оборота, которые специализируются на обслуживании и органи зации процесса перевозки. Этими организаторами транспортного процесса, в котором могут быть задействованы десятки участников, являются экспедиторы. В связи в усилившейся значимостью транс портно-экспедиционной деятельности на международном уровне действует Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), подобные ассоциации экспедиторов имеются и на нацио нальном уровне: в Российской Федерации — это Ассоциация россий ских экспедиторов.

На мировом уровне и в экономически развитых странах договор транспортной экспедиции является более разработанным по сравне нию с договором экспедиции в российском законодательстве. Расши рение торговых связей с иностранными контрагентами неизбежно влечет необходимость использовать существующие международные нормы в области транспортно-экспедиционных правоотношений.

В частности, ФЗ РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности» заимствовал определенные нормы из Типовых экспедиторских пра вил, принятых в октябре 1996 г. на Международном конгрессе ФИА ТА в Каракасе (Венесуэла).
Международной федерацией экспедиторских ассоциаций были разработаны такие широко распространенные в мировой транспортно-экспедиционной практике документы, как коносамент смешан ной перевозки ФИАТА, экспедиторское свидетельство пере возки ФИАТА, экспедиторская расписка ФИАТА, складская расписка ФИАТА. Перечисленные экспедиторские документы могут быть заимствованы в дальнейшем российским законодательством.

Договор транспортной экспедиции — это договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет дру гой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выпол нить или организовать выполнение определенных договором экспе диции услуг, связанных с перевозкой груза.

Объектом гражданских правоотношений, возникающих при заключении договора транспортной экспедиции, являются услуги. Ус лугу рассматривают как экономическую и как правовую категорию.

Договор транспортной экспедиции является консенсуальным. Для признания договора транспортной экспедиции заключенным не обходимо и достаточно достижения соглашения между сторонами в требуемой законодательством форме.

Одним из таких экспедиторских документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции и принятие экспеди тором груза, является используемый определенными российскими экспедиторами коносамент смешенной перевозки ФИАТА. Коноса мент смешанной перевозки ФИАТА, содержащий согласованные сторонами условия транспортно-экспедиционного обслуживания груза, вручается клиенту после фактического принятия экспедитором соответствующего груза. При выдаче коносамента смешанной пере возки одновременно с достижением соглашения между сторонами договора осуществляется и передача груза экспедитору, но это явля ется следствием простого совпадения во времени двух действий (дос тижения соглашения и передачи груза).

Отсутствие же передачи вещи никак не влияет на возникновение прав и обязанностей сторон по договору транспортной экспедиции — просто в такой ситуации не будет применяться форма коносамента ФИАТА. Стороны также не могут обусловить вступление договора транспортной экспедиции в силу в момент передачи вещи (груза) экспедитору, так как в соответствии с п. 2 ст. 433 ГК договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества, только если в соответствии с законом для заключения договора необ ходима также передача имущества.

При приеме груза от клиента экспедитор обязан ему выдать экспедиторский документ (п. 4 ст. 4 ФЗ РФ «О транспортно-экспедици онной деятельности»). В Законе не содержится определения понятия «экспедиторский документ», которое упоминается наряду с понятием «договор транспортной экспедиции». В международной практике аналогом подобного экспедиторского документа, подтверждающего принятие груза от клиента, является самый старый товаросопроводи-тельный документ, разработанный и принятый ФИАТА в 1959 г., — экспедиторская расписка ФИАТА.

Экспедиторская расписка ФИАТА выдается грузоотправителю немедленно по получении экспедитором от грузоотправителя груза. Выдав грузоотправителю расписку, экспедитор удостоверяет, что он получил в свое распоряжение и под свою ответственность определен ный груз с безотзывным поручением на организацию его доставки. Безотзывность распоряжения может быть отменена только в случае возвращения оригинала расписки выписавшему ее экспедитору, и только если этот экспедитор будет в состоянии выполнить эту отмену.

Экспедиторский документ, при буквальном толковании п. 4 ст. 4 ФЗ РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности», выступает в качестве расписки в получении груза.
Понятие «экспедиторский документ» Закон распространяет и на договор транспортной экспедиции, и на документ, подтверждающий прием груза экспедитором, поэтому в дальнейшем необходимо разграничить понятия «экспедиторский документ-договор» и «экспедиторский документ-расписка».

Договор экспедиции является взаимным (двусторонним) догово ром — обязанности экспедитора выполнить или организовать выпол нение определенных услуг, связанных с перевозкой груза, противо стоит право клиента требовать соответствующее исполнение обязан ности, а обязанности клиента уплатить вознаграждение и оплатить расходы экспедитора противостоит право экспедитора требовать по добное исполнение. В договоре транспортной экспедиции, как пра вило, предусматривается множество взаимных прав и обязанностей, так как договор экспедиции регулирует правоотношения сторон в сложном процессе организации перевозки груза.

Договор транспортной экспедиции является возмездным догово ром, что нашло отражение в легальном определении договора. Даже действуя от имени клиента, экспедитор, в отличие от поверенного, имеет право на получение соответствующего вознаграждения от кли ента.

Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспе дитор и клиент. Согласно ГК (ст. 801) клиентом по договору транс портной экспедиции является грузоотправитель или грузополучатель, хотя заинтересованными в транспортно-экспедиционных услугах мо гут быть и другие лица.

Предметом договора транспортной экспедиции является выпол нение или организация выполнения определенных договором экспе диции услуг, связанных с перевозкой груза.
В ФЗ РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности» указы ваются следующие квалифицирующие признаки транспортно-экспе диционной деятельности: во-первых, это организация перевозок гру зов любыми видами транспорта; во-вторых, оформление перево зочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. Со гласно Закону, сочетание юридических и фактических действий по организации перевозки составляет содержание транспортно-экспеди ционной деятельности.

В настоящее время вслед за ГК к группе основных обязанностей экспедитора относят следующие:

• обязанность экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или кли ентом;
• обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
• обеспечить отправку и получение груза;
• другие обязанности, связанные с перевозкой. К дополнительным услугам относят следующее:
• получение требующихся для экспорта или импорта документов;
• выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
• хранение груза, его получение в пункте назначения;
• выполнение иных операций и услуг, предусмотренных до говором.

Законодатель оставляет перечень «основных» услуг открытым: ст. 801 ГК устанавливает, что договором экспедиции могут быть предусмотрены также и другие обязанности экспедитора, связанные с перевозкой. Эта же статья оставляет открытым и перечень дополнительных услуг экспедитора, устанавливая возможность выполнения экспедитором иных дополнительных операций и услуг, предусмот ренных договором.

Такая разновидность договора транспортной экспедиции, как договор по выполнению отдельных услуг, связанных с перевозкой, соответствует ГК, согласно которому по договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется выполнить или организовать вы полнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801). Не противоречит такая разновид ность договора и ФЗ РФ «О транспортно-экспедиционной дея тельности».

В соответствии с транспортно-экспедиционным договором по выполнению отдельных услуг, связанных с перевозкой, экспедитор не обеспечивает организацию доставки груза получателю или органи зацию полностью какой-либо стадии транспортного процесса, но со вершает отдельные фактические и юридические действия.

Транспортно-экспедиционное обслуживание на стадии отправле ния или получения груза может охватывать весь комплекс операций по отправлению — от склада отправителя до склада или подвижного состава железной дороги (пароходств), а по прибытии — от подвиж ного состава или склада железной дороги (пароходства) до склада по лучателя, и тогда транспортно-экспедиционное обслуживание будет являться полным.

Транспортно-экспедиционное обслуживание может также состо ять в оказании экспедитором случайного набора каких-либо опера ций, и тогда такое обслуживание будет неполным. Отдельные услуги, связанные с перевозкой, могут выполняться не только при отправле нии или получении груза, но и в процессе его перевозки.

Экспедитор, осуществляющий действия по организации перевоз ки, но не осуществляющий фактическую перевозку, отвечает перед клиентом за действия перевозчика как за свои собственные. Возложе ние экспедитором обязанности исполнить обязательства на третье лицо является недействительным.

На международном рынке операторами смешанной перевозки груза, т. е. участниками транспортного процесса, которые обеспечи вают доставку груза по варианту «от двери до двери» по собственному документу, являются не только экспедиторы, но и перевозчики одно го вида транспорта, такие как судовладельцы, авиационные и желез нодорожные компании. Например, на Северо-Атлантическом, Тихо океанском и Дальневосточном направлениях главными операторами перевозок грузов в смешанных сообщениях являются океанские судо ходные линейные компании.

В соответствии с Конвенцией ООН  на оператора возлагается обязанность осуществить или обеспечить осуществление междуна родной смешанной перевозки. В российском гражданском законода тельстве обязанность осуществить перевозку груза предусматривается лишь в договоре перевозки, а обязанность обеспечить (организовать) осуществление перевозки груза — в договоре транспортной экспеди ции. Предмет договора транспортной экспедиции по организации доставки груза сформулирован в ГК РФ как организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом. В Законе «О транспортно-экспедиционной деятельности», также говорится об организации перевозок.

Гражданское законодательство России рассматривает экспеди тора как организатора процесса доставки груза, что на международ ном уровне соответствует оператору смешанной перевозки, обеспе чивающему осуществление (но не осуществляющему непосредст венно) доставки груза. Однако, на наш взгляд, в соответствии с договором транспортной экспедиции по организации доставки груза экспедитор также может и самостоятельно осуществлять перевозку груза.

Экспедитор также может выступать в качестве договорного перевозчика — это имеет место тогда, когда экспедитор выписывает свой транспортный документ или когда экспедитор иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика. В за конодательстве России не наблюдается подобное деление и проти вопоставление экспедитора-посредника и экспедитора-перевозчика с различным правовым регулированием вопросов, возникающих при транспортно-экспедиционной деятельности данных экспеди торов.

Согласно ст. 802 ГК договор транспортной экспедиции заключа ется в письменной форме. Экспедитор и клиент для заключения до говора транспортной экспедиции могут составить один документ, подписанный сторонами, либо обменяться документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исхо дит от стороны по договору.

Международные акты, регулирующие транспортно-экспедиционную деятельность, предусматривают возможность согласования опре деленных условий договора транспортной экспедиции в устной фор ме. Так, в соответствии с правилами ЮНКТАД/МТП в отношении документов смешанных перевозок условия о применении указанных правил могут быть включены в договор в письменной, а также в уст ной форме. Типовые экспедиторские правила от 2 октября 1996 г. также могут быть включены в договор в письменной, устной или любой другой форме. Указанные нормы направлены на упроще ние процедуры заключения либо изменения договора транспортной экспедиции.

Необходимо помнить, что в России в случае незаключения дого вора транспортной экспедиции в письменной форме согласно ст. 162 ГК сторона лишается права в случае спора ссылаться в подтвержде ние сделки и ее условий на свидетельские показания, но может при водить письменные и другие доказательства.

Договор экспедиции, осложненный иностранными элементами (например, субъект, объект), является внешнеэкономической сдел кой. Гражданское законодательство России установило императив ную норму, согласно которой несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки.

Следовательно, если в соответствии с законодательством или условиями внешнеэкономического договора транспортной экспедиции применимым правом будет право России, то все условия договора должны быть сформулированы письменно. В любом случае, если хотя бы одной из сторон внешнеэкономического договора транспортной экспедиции является российское юридическое лицо либо осуществ ляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо, лич ным законом которого является российское право, внешнеэкономи ческий договор экспедиции должен быть заключен в письменной форме (п. 2 ст. 1209 ГК).

Если же международным договором Российской Федерации будет предусмотрена возможность формулировать условия договора транспортной экспедиции в устной форме, будут применяться правила международного договора, так как согласно п. 4 ст. 15 Конституции если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра вила международного договора.

В зарубежных государствах в отношении формы договора транспортной экспедиции действуют нормы, аналогичные российским. Так, согласно Всеобщим немецким экспедиторским условиям, ука зания заказчика должны быть сделаны в письменной форме и для письменной формы «нет различий в форме передачи данных и при емлемой является любая читаемая форма, если она точно показывает выдавшее ее лицо».

В определенных ситуациях договор экспедиции может быть при знан договором присоединения. В соответствии с п. 1 ст. 428 ГК дого вором присоединения признается договор, условия которого опреде лены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоеди нения к предложенному договору в целом.

Примером договора транспортной экспедиции, относящегося к договору присоединения, является, например, коносамент смешан ной перевозки ФИАТА. В качестве договора присоединения может быть рассмотрена и складская расписка экспедитора.
Экспедитор может выдавать складскую расписку для оформления отношений хранения — на оборотной стороне складской расписки указываются права и обязанности сторон; клиент же на лицевой сто роне документа выражает свое согласие на применение указанных ус ловий.

Хранение груза осуществляется в соответствии с правилами, изложенными на оборотной стороне расписки. В рассматриваемом слу чае договор присоединения направлен не только на удовлетворение интересов составившей договор стороны, но также и на повышение эффективности предпринимательской деятельности данного субъек та: так, для экспедиторов складская расписка — это единообразные условия хранения груза, облегчающие и ускоряющие выполнение ими своих обязанностей.

Подводя итог изложенному, можно отметить, что договор транспортной экспедиции является консенсуальный, взаимным (двусто ронним), возмездным договором. Предметом договора транспортной экспедиции является выполнение или организация выполнения оп ределенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Перечень и объем оказываемых по договору транспортной экс педиции услуг могут быть самыми разнообразными, что дает основа ния для классификации договора транспортной экспедиции на такие виды, как:

• договор транспортной экспедиции по организации доставки груза;
• договор транспортной экспедиции по обеспечению отдельной стадии транспортировки (отправление, получение, промежу точная стадия);
• договор транспортной экспедиции по выполнению отдельных услуг, связанных с перевозкой.