Для компании — собственника транспортных средств важно составлять расписание перевозок, исключающее порожний пробег транспорта (организация местных воздушных перевозок, доставка заказов потребителям товаров, поставка с центрального склада продуктов для пополнения запасов супермаркетов).
Проблема планирования перевозок включает:
• определение количества транспортных средств и их размеров;
• точек остановки (погрузки) на данном маршруте;
• последовательности посещения таких точек.
Для типичного расписания, предусматривающего много мест назначения и средств доставки, число способов использования транспорта огромно. В связи с этим весьма полезно рассмотрение одного из удачных способов решения данной проблемы.
Например, маршруты, которые составлены в виде цветка (где нет пересекающихся путей и пересечений соседних маршрутов), представляют собой идеальную схему, где время остановки незначительно по сравнению с продолжительностью маршрута.
Такая схема решения может быть получена путем следующих итеграций:
• выбрать наиболее удаленную точку маршрута;
• найти следующую доступную точку, самую близкую к центру точек данной группы (цветка). Добавить эту точку в маршрут транспортного средства, если его вместимость позволяет;
• повторять шаг 2 до тех пор, пока транспортное средство не будет загружено полностью;
• установить последовательность остановок, чтобы получился замкнутый маршрут;
• найти следующую наиболее удаленную от склада точку, не включенную в лепестки, и повторить шаги 2—4.
Формирование маршрутов таким способом дает хорошие результаты, соперничающие с математическими методами решения задачи.
Среди основных задач внутренней транспортировки грузов следует отметить:
• выбор средств перевозки с учетом объемов, характеристик грузов и протяженности перемещений;
• разработку маршрутов движения, обеспечивающих транспортное обслуживание при минимальных общих затратах.
Поэтому при создании транспортных систем необходимо учитывать весь круг проблем, касающихся складирования, транспортировки и вспомогательных средств.