Экономические измерители являются элементами хозяйственного механизма, так как отражаю! в первую очередь экономические интересы народного хозяйства.
Поскольку основная задача перевозочного процесса — перемещение определенного количества груза и на определенное расстояние, то выполненные объемы перевозок грузов могут быть оценены либо тонно-километрами, либо тоннами
Натуральные тонно-километры, которыми определится объем перевозочной работы, являются произведением веса груза и расстояния ездки. Поэтому каждый тонно километр в отдельности характеризует собой одну единицу выполненной работы независимо от характера и условий перевозок и трудовых затрат на их осуществление.
Поскольку автомобильным транспортом выполняются самые разнообразные перевозки, отличающиеся и по характеру перевозимого груза, и по расстоянию перевозки и т. д., то в конкретных условиях перевозок на единицу работы, выражаемую одним тонно-километром, может приходиться весьма различное количество трудовых затрат.
Натуральный тонно-километр:
• не характеризует полезность и потребительскую ценность выполняемой работы;
• не определяет величину трудовых затрат, общественно необходимых на производство работы;
• не устанавливает связи между перевозочным процессом и народным хозяйством;
• не стимулирует борьбу за сокращение числа перевезенных тонн и дальность их перевозки;
• становится малопригодным для оценки эффективности перевозочного процесса.
Показатель оценки эффективности перевозочного процесса «тонна» определяет только количество перевезенного груза и не характеризует экономические затраты, связанные с его перемещением. А общество заинтересовано не только в том, чтобы грузы перевозились, но и в том, чтобы транспортные расходы были как можно меньше.
Продолжительное время считалось, что наиболее полно отражает все стороны производственной деятельности предприятия рентабельность, исчисленная как отношение прибыли к стоимости производственных фондов.
В настоящее время, как показывает опыт, прибыль на автомобильном транспорте не есть объективный фактор оценки деятельности автотранспортного предприятия, эффективности использования различных типов подвижного состава.
Прибыль зависит не только от технико-эксплуатационных и экономических показателей работы автотранспортного предприятия, но и от тарифов за перевозку грузов.
Тарифы, на основании которых складываются доходы предприятия, несовершенны и могут поставить некоторые предприятия в более выгодные условия, чем другие.
Тарифы на грузовые перевозки автомобильным транспортом отражают не конкретную стоимость перевозок по конкретному типу автомобилей и определенным грузам, а среднюю стоимость для средних условий эксплуатации подвижного состава.
При определении затрат, связанных с выполнением перевозочного процесса, необходимо учитывать:
• технико-экономические показатели используемого подвижного состава (грузоподъемность, техническая скорость, показатели использования подвижного состава, время простоев под погрузочно-разгрузочными операциями и др.);
• расстояние транспортирования;
• затраты, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ, с повреждением и потерей груза и др., т. е. затраты не только на транспорте, но и других участников перевозочного процесса.