☎ 8 (926) 897-55-39

Ответственность перевозчика



1. Перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или за его повреждение, происшедшее с момента принятия груза к перевозке и до момента его сдачи, а также за просрочку в доставке.

«Золотое правило» императивной ответственности и презумпции вины любого перевозчика любого вида транспорта. Момент приема груза фиксируется по дате в накладной в соответствии с подпунктом) п. 1 ст. 6. Момент сдачи груза определяется датой в накладной, проставленной во втором ее экземпляре получателем при приеме им груза. Состояние груза в момент приема груза к перевозке и в момент его сдачи получателю определяется:

• наличием или отсутствием в накладной мотивированных оговорок, сделанных соответственно перевозчиком и получателем;
• признанием этих оговорок соответственно отправителем и перевозчиком;
• содержанием претензии получателя, поданной в сроки согласно положениям ст. 30 Конвенции.

2. Перевозчик освобождается от этой ответственности, если утрата груза, его повреждение или просрочка в Д0СТЯВК6 произошли по вине заявителя требования, вследствие инструкции заявителя требования, не вызванной виной перевозчика, дефекта, свойственного грузу, или обстоятельств, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить.

В случае полной или частичной утраты, повреждения, порчи груза или при просрочке в его доставке априори виновен перевозчик. Перевозчик может опровергнуть презумпцию своей вины.

Перевозчик будет освобожден от ответственности, если докажет отсутствие своей вины в отношении предмета претензии последующим позициям:

• Перевозчик может доказать, ненадлежащие действия отправителя и/или получателя в тех случаях, когда погрузка, выгрузка, укладка и крепление груда производились силами последних и явились причиной повреждения, порчи или утраты груза.

Кроме того, перевозчик может сослаться на ненадлежащую упаковку и маркировку груза, на то, что груз был неправильно закреплен внутри тары и упаковки, а также на то, что он принял транспортное средство или контейнер с грузом за чужими пломбами.

• Неверные инструкции, данные перевозчику, или отсутствие таковых относятся к упущениям отправителя или получателя, доказательство которых позволяет перевозчику снять с себя ответственность. Однако перевозчику необходимо доказать, что именно данное упущение правомочного по договору лица явились причиной повреждения, порчи или утраты груза или просрочки в его доставке.

• Перевозчику предоставляется возможность доказать, что повреждение, порча или утрата груза произошли вследствие особых естественных свойств груза, т. е. таких, которые грузу присущи по своей природе (самовозгорание, ржавление, химическая или биологическая реакция с тарой или упаковкой, появление насекомых и пр.).

• Перевозчик будет освобожден от ответственности, если докажет, что коммерческая неисправность груза или нарушение срока доставки произошли при наступлении форс-мажорных обстоятельств, т. е. таких, которые перевозчик не мог предвидеть и преодолеть.

Применительно к договору перевозки к обстоятельствам непреодолимой силы, как правило, относят пожары, стихийные бедствия, запрет экспорта или импорта перевозимых товаров, закрытие государственных границ, пограничных переходов, автомагистралей, бандитские действия, любые виды войн и поражения грузов орудиями военных действий, забастовки, народные волнения, конфискационные и ликвидационные действия военных и гражданских властей, ядерный взрыв и радиационное заражение, .а также иные обстоятельства вне разумного контроля сторон договора. В случае ссылки на форс-мажор перевозчик должен представить соответствующую справку Торгово-промышленной палаты (ТПП).

3. Перевозчик не освобождается от ответственности по причине дефектов транспортного средства, которым он пользуется для осуществления перевозки, или вины лица, у которого был взят в аренду автомобиль, или агентов и служащих последнего.

Перевозчик должен всегда эксплуатировать только технически исправное транспортное средство. При повреждении, порче, полной или частичной утрате груза, а также при нарушении сроков его доставки перевозчик не может ссылаться на статьи Конвенции, ограничивающие или исключающие его ответственность, если не докажет, что к моменту начала рейса эксплуатируемое им транспортное средство находилось в технически исправном состоянии.

4. При условии соблюдения пунктов 2 и 5 статьи 18 перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности, когда утрата или повреждение груза являются следствием особого риска, неразрывно связанного с одним или несколькими из перечисленных ниже обстоятельств:

а) с использованием открытых брезентовых транспортных средств, если такое использование было специально согласовано и указано в накладной;
Ь) с отсутствием или дефектами упаковки в случаях, когда грузы, перевозимые без упаковки или без надлежащей упаковки, подвержены порче или повреждению;
с) с обработкой, погрузкой, укладкой или выгрузкой груза отправителем или получателем или лицами, действующими от имени отправителя или грузополучателя;
d) с естественными свойствами некоторых грузов, вследствие которых они подвержены полной или частичной у трате или повреждению, в частности, вследствие боя, коррозии, самопроизвольного гниения, усушки, нормальной усадки или воздействии паразитов и грызунов;
е) с недостаточностью или неудовлетворительностью маркировки или нумерации грузовых мест;
f) с перевозкой живых животных.

Здесь приводится перечень конкретных рисков, ссылаясь па которые перевозчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что хотя бы один из этих рисков явится причиной повреждения, порчи или утраты груза:

а) право выбора транспортного средства принадлежит отправителю. Если он выбрал открытый подвижной состав, то он тем самым заранее подвергает естественным опасностям перевозимый на нем груз (атмосферные осадки, влажность, солнечная радиация и др.). В современной практике международных расчетов по документарным аккредитивам и инкассо представление в банк чистой накладной на груз, перевозимый на открытом транспортном средстве, не является подтверждением выполнения продавцом его обязанностей по международному договору купли-продажи, если такой способ доставки товара не был заранее согласован между продавцом, покупателем и банком;

Ь) отсутствие упаковки у груза, который при перевозке без упаковки может быть подвержен повреждению или порче, следует квалифицировать как ненадлежащие действия отправителя, не обеспечивающие сохранность предъявленного к перевозке груза, Перевозчик может сослаться на дефекты упаковки, приведшие к порче или повреждению груза, если эти дефекты было невозможно обнаружить при визуальном осмотре груза в момент приема его к перевозке;

c) перечисленные риски перевозчик может связать с повреждением или порчей груза, относя их к ненадлежащим действиям отправителя;

d) перечислены те особые естественные свойства груза, на которые перевозчик может сослаться, доказывая отсутствие своей вины при повреждении или порче груза. Выявление особых естественных свойств должно быть увязано со сроком доставки груза и проявлением перевозчиком заботливости о грузе в целях уменьшения размера ущерба;

е) недостаточность или неудовлетворительность маркировки или нумерации грузовых мест можно относить как к действиям, так и к упущениям отправителя. Перевозчику очень сложно ссылаться на это ограничение своей ответственности, так как он был обязан в момент приема груза к перевозке проверить маркировку и нумерацию грузовых мест;

f) имеется в виду падеж животных, для которых обычные условия автомобильной перевозки не являются естественными для жизни и могут стать причинами гибели. Бремя доказывания причин падежа животных лежит на перевозчике.

5. Когда согласно настоящей статье перевозчик не несет ответственность за некоторые обстоятельства, вызвавшие ущерб, то он несет ответственность только в том объеме, в каком обстоятельства, за которые он ответственен согласно настоящей статье, способствовали возникновению ущерба.

Если перевозчик не может доказать полное отсутствие своей вины и перекладывает лишь часть ущерба на отправителя или получателя, то оставшаяся часть ущерба должна быть возмещена им самим.

Бремя доказательства того, что утрата груза, его повреждение или просрочка в доставке были вызваны обстоятельствами, указанными в п. 2, лежит на перевозчике.

Декларируется априорная императивная вина перевозчика за повреждение, порчу или утрату груза или просрочку в его доставке и право перевозчика доказывать обратное при желании быть освобожденным или ограниченным в ответственности.
6. Если перевозчик докажет, что при создавшихся обстоятельствах утрата груза или его повреждение могли явиться следствием одного или нескольких особых рисков, то предполагается, что таковые произошли вследствие этого. Заявитель требования может, однако, доказывать, что частичный или полный ущерб не явился следствием одного из этих рисков.

Для сторон договора перевозки существует четыре основных принципа доказывания того, что нарушение перевозки произошло не по его вине.

Первый принцип. Перевозчик является рпта гас1е ответственным за утрату или повреждение груза, принятого к перевозке в хорошем состоянии, а выгруженного с недостачей или в поврежденном состоянии. Доказательство является опровержимым, т. е. на перевозчике лежит бремя представления доказательств, опровергающих эту презумпцию.

Второй принцип. Стороны обычно обязаны доказывать обстоятельства рассматриваемого дела, сведения о которых им доступны или могли быть доступны. Перевозчик несет основное бремя доказывания, поскольку груз находился либо В вГО непосредственном распоряжении, либо в распоряжении его служащих и агентов. С другой стороны, отправитель знает, как грузы были произведены или собраны, каковы их особые свойства, как они были упакованы. Отправитель осуществляет контроль за погрузкой, и Ив нем лежит бремя доказывания состояния груза во время погрузки, получатель, соответственно, доказывает состояние груза во время выгрузки.

Третий принцип. Бремя докатывания не означает, что должны быть доказаны все обстоятельства вплоть до абсурда, а означает представление доказательств в разумных пределах. Даже опровержение презумпции ответственности не Гребует ничего большего, чем представление какого-либо доказательства, сншкгельствующего об обратном.

Например, тот факт, что при выгрузке груза находилось в хорошем состоянии, является доказательством тою, что при погрузке весь груз находился в хорошем состоянии, о чем свидетельствует отсутствие оговорок в накладной при приеме груза.

Четвертый принцип. Доказательства стороны, которая скрывает факты, подвергаются сомнению. Обычносуды, как только обнаруживается сокрытие фактов, подделка или подчистка документов и пр., подвергают остальную часть доказательств сомнению.