☎ 8 (926) 897-55-39

Договор фрахтования как существенное условие воздушного чартера


czl73.ru казино вулкан онлайн на деньги


Договор фрахтования как существенное условие воздушного чартера

Одно из принципиальных отличий договора чартера от договора аренды транспортного средства состоит в том, что вместимость (часть вместимости) транспортного средства при чартере фрахтуется с целевым назначением — для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ВК добавляет еще почту). А по договору аренды транспортного средства для сторон в принципе безразлично, с какой целью фрахтуется транспортное средство.

Формулировка, указывающая на целевое назначение чартера «…для перевозки грузов, пассажиров и багажа», по нашему мнению, также является не вполне удачной. Как будет показано ниже, договор фрахтования является самостоятельной правовой конструкцией, отличной от иных видов договоров, в том числе и от договора перевозки. И несмотря на то что многие авторы склонны рассматривать чартер как вспомогательный договор по отношению к договору перевозки, указание в ст. 787 ГК на цель договора фрахтования — предоставление вместимости для перевозки, заметно обедняет данную правовую конструкцию, обязывая стороны заключать договор перевозки во исполнение договора фрахтования. Иными словами, следуя логике закона, не заключив договор перевозки, нельзя произвести исполнение по договору чартера.

Экономическая цель договора фрахтования та же, что и в договоре перевозки — изменение территориального положения объекта обязательства (груза, пассажира, багажа и (или) почты). Однако изменение территориального положения — это конечная цель заключения договора. Данную цель всегда преследует фрахтовщик, но не всегда фрахтователь. Например, фрахтователь может заключить договор субчартера и, передав на возмездной основе вместимость третьему лицу (перепродав вместимость), получить свою предпринимательскую выгоду. Однако, передав свои права по договору чартера, фрахтователь все же из обязательства не выбывает. В первоначальном договоре он продолжает оставаться фрахтователем со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Согласно общей теории гражданского права цель сделки лежит вне ее пределов и не влияет на ее действительность. Касательно же цели договора фрахтования действует иное правило. Цель фрахтования прямо предусмотрена в законе и является существенным условием договора чартера (ст. 432 ГК).

Существует мнение, что чартер — это «самостоятельный вид договора перевозки». Данная точка зрения заслуживает поддержки, с небольшим уточнением. Чартер — это самостоятельный вид договора, цель которого схожа с целью договора перевозки — транспортировка пассажиров, багажа, груза или почты.

В настоящее время во исполнение договора чартера фрахтовщик выдает фрахтователю (или лицу, с которым фрахтователь заключил договор) авиационную грузовую накладную или билет (в случае заключения договора фрахтования вместимости для транспортировки пассажиров), что представляется нецелесообразным как с юридической, так и с практической точки зрения. Дело в том, что составление и выдача транспортной накладной означает заключение между сторонами договора перевозки груза (п. 2 ст. 785 ГК, п. 1 ст. 105 ВК), равно как и выписка билета на конкретного человека означает заключение договора перевозки пассажира (п. 2 ст. 786 ГК, п. 1 ст. 105 ВК).

Происходит наложение одного договора на другой, дублирование договоров. Причем, как уже указывалось выше, договор фрахтования теряет свое значение и самостоятельность.

Выдача фрахтовщиком накладной конкретному отправителю груза, отличному от фрахтователя, или билета пассажиру/пассажирам, отличному(ым) от фрахтователя, предполагает вступление фрахтовщика в прямые частноправовые отношения с непосредственным потребителем услуг. Как представляется, непосредственный потребитель услуг (грузоотправитель и/или пассажир) юридически должен быть безразличен для фрахтовщика. Для последнего есть только один потребитель услуг — фрахтователь, отношения с которым целиком и полностью должны быть урегулированы договором чартера. Фрахтователь же, в свою очередь, вправе сам решать, как строить свои отношения с конкретными грузоотправителями и/или пассажирами.

Для того чтобы четко представить себе правовое положение сторон договора чартера, необходимо различать фактического и юридического исполнителя транспортировки груза или пассажиров.

По договору фрахтования различают две стороны — фрахтовщик (обязуется предоставить вместимость) и фрахтователь (получает возможность использовать предоставленную вместимость). В роли фрахтовщика может выступать либо эксплуатант — непосредственный владелец воздушного судна, либо любое иное лицо в случае, если оно одновременно является стороной по договору субчартера, заключенного по поводу одной и той же вместимости. Во втором случае фрахтователь по основному договору чартера будет именоваться фрахтовщиком, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Однако возможность заключения договора субчартера исключается, если это прямо оговорено в основном договоре чартера.

Фактическим исполнителем по договору чартера всегда будет являться эксплуатант. Юридическим же исполнителем следует признавать фрахтовщика — сторону чартера или субчартера. В первом случае фактический и юридический исполнитель будут совпадать в одном лице (когда эксплуатант является фрахтовщиком по договору чартера). Во втором случае, при заключении фрахтователем договора субчартера, фактический и юридический исполнитель не совпадают в одном лице.

Фрахтователь также от своего имени может вступать в отношения с третьими лицами (грузоотправителями и/или пассажирами) по поводу заключения договоров перевозки. Практическое значение данной классификации состоит в том, что конечному потребителю услуги в принципе должно быть безразлично, кто конкретно является фактическим исполнителем по договору. Здесь также находит свое подтверждение такой принцип обязательственного права, когда одной из сторон является предприниматель, как «нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника не является обстоятельством, освобождающим должника от ответственности» (ст. 401 ГК).

В ранее действовавшем воздушном законодательстве (ст. 134 ВК СССР 1983 г.), воздушное судно могло быть зафрахтовано для перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты или для иных целей, что позволяло некоторым авторам проводить отличие чартера от договора перевозки. Ведь из приведенного определения усматривалась более широкая возможность использования воздушного судна по договору чартера, нежели по договору перевозки.

В ВК воздушное судно может быть зафрахтовано только лишь для перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Об иных целях упоминания нет. Как представляется, данная позиция законодателя достаточно обоснованна.

Так, согласно ст. 20 ВК авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную. Далее в ВК следуют статьи, раскрывающие то понятие вышеуказанных видов авиации, которое вложил в них законодатель. В частности, под гражданской авиацией понимается та авиация, которая используется в целях обеспечения потребностей граждан и экономики (п. 1 ст. 21 ВК). Далее поясняется еще более детально — гражданская авиация используется для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и авиационных работ на возмездной или безвозмездной основе (п. 2 и 3 ст. 21 ВК).

Термин «для перевозок», как нам представляется, опять же следует понимать несколько шире — не только для транспортировки по договору перевозки, но и для транспортировки по иным гражданско-правовым договорам, в том числе и по договору фрахтования.

Следовательно, полеты на воздушном судне в спортивных, учебных, культурно-просветительных и других целях должны теперь осуществляться на основе либо договора перевозки, либо договора чартера, либо иного гражданско-правового договора, скажем, договора аренды воздушного судна с экипажем.

Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной. Форма грузовой накладной устанавливается специально уполномоченным органом гражданской авиации.

Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки груза в следующих случаях:

• нарушение грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством РФ требований в части, касающейся воздушной перевозки;
• отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;
• наличие в грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или вещей.

Грузоотправитель имеет право в порядке, предусмотренном федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, получить обратно сданный груз до его отправления, изменить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза управомоченному на его получение лицу, распорядиться грузом в случае непринятия его грузополучателем или невозможности выдачи его грузополучателю.