☎ 8 (926) 897-55-39

Система транспортных договоров



Система транспортных договоров

Следствием сведения договора перевозки грузов к единственной модели реального договора перевозки конкретного груза, которое еще существует в юридической литературе, стало то, что, рассматривая вопрос о видах договора перевозки, правоведы обычно ограничиваются выделением договоров перевозки грузов железнодорожным, автомо-бильным, воздушным, морским и внутренневодным транспортом (по видам транспорта). К этому, как правило, добавляется тезис о том, что на морском транспорте перевозки внутри страны называются каботажем. При этом различают малый каботаж (перевозка между портами одного морского бассейна) и большой каботаж (перевозки между портами нескольких морских бассейнов). Таким же традиционным для отечественной юридической литературы стало выделение перевозок, осуществляемых в местном, прямом и прямом смешанном сообщении.

При этом под местными перевозками подразумеваются перевозки в пределах одной транспортной организации (железной дороги, пароходства и т. п.).

Прямой смешанной считается перевозка, при которой на основе одного документа груз перевозится различными транспортными организациями, относящимися к рахчичным видам транспорта. Но если выделение прямых и прямых смешанных перевозок имеет основание в виде дифференцированного правового регулирования, то рассуждения о перевозках в местном сообщении не находят подтверждения в транспортном законодательстве.

Под определение перевозки в местном сообщении (когда транспортировка пассажиров или грузов производится силами одной транспортной организации) подпадает, в частности, воздушная перевозка, осуществляемая одной авиакомпанией, или морская перевозка грузов в большом каботаже силами одного пароходства. На автомобильном транспорте применяется иная градация перевозок:

• городские (в пределах черты города);
• пригородные (за пределами черты города, но не более 50 км);
• междугородные (более 50 км за чертой города);
• межреспубликанские;
• международные.

Можно дать определенную классификацию договора перевозки с использованием различных критериев, предопределяющих выделение соответствующих классификационных групп, включающих в себя отдельные виды договора перевозки.
При использовании такого критерия, как момент, с которого договор перевозки считается заключенным, мы получим по принципу дихотомии две группы договоров перевозки соответственно: реальный договор перевозки отдельного груза и все остальные виды договора перевозки, которые по определению носят консенсуальный характер (договор перевозки пассажира, договор на организацию перевозки грузов и т. д.).

По предмету договора можно выделить:

• договор перевозки пассажира (предмет этого договора — доставка пассажира и его багажа в пункт назначения);
• договор перевозки грузов, включая как реальный договор перевозки, так и консенсуальный договор на организацию перевозок (предмет указанного договора — перевозка грузов);
• договор фрахтования (чартер) (предмет — предоставление всей или части вместимости транспортного средства).

В зависимости от субъектного состава отношений можно говорить о следующих видах договора перевозки:

• договор перевозки пассажира, участником которого является пассажир;
• договор перевозки грузов (как консенсуальный, так и реальный), который заключается перевозчиком с грузоотправителем;
• договор о порядке организации работы по обеспечению перевозок, заключаемый между транспортными организациями.

Если взять за основу цель договора перевозки, то все договоры могут быть дифференцированы на три группы:

1) договоры, направленные на организацию перевозок, целью которых является определение объема перевозимых грузов и количества подаваемых транспортных средств, а также порядка работы грузоотправителей и перевозчиков (договоры об организации перевозок, договоры на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов, договоры, заключаемые путем принятия заявки или заказа отправителя);

2) договоры, направленные на обеспечение транспортировки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения между транспортными организациями о порядке организации перевозок в прямом смешанном сообщении, узловые сообщения);

3) договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (реальный договор перевозки груза и договор перевозки пассажира).
По правовому положению (статусу) перевозчика все договоры (по принципу дихотомии) могут быть разделены на:

а) договоры, перевозки по которым осуществляются транспортом общего пользования;

б) договоры, перевозчиком по которым являются иные транспортные организации.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана осуществить перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным договором (ст. 426 ГК). Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должен публиковаться в установленном порядке (ст. 789 ГК).

По форме договора можно выделить договоры:

• оформляемые транспортной накладной или коносаментом (реальные договоры перевозки конкретного груза);
• договоры, заключаемые путем акцепта оферты, выражающегося в виде конклюдентных действий (принятие транспортной организацией заявки или заказа грузоотправителя на выделение транспортных средств для перевозки грузов;
• договоры перевозки пассажиров, приобретающих билеты непосредственно в автобусе, маршрутном такси и т. д.);
• договоры, заключаемые в обшем порядке.

Коносамент — документ, содержащий условия договора морской перевозки груза, удостоверяющий факт наличия договора и служащий доказательством приема перевозчиком груза к перевозке. Коносамент является товарораспорядительным документом (ценной бумагой), предоставляющим его держателю право распоряжения грузом.

Формы коносамента:

1) на предъявителя, т. е. предъявитель коносамента является владельцем груза;
2) именной, т. е. владельцем груза является лицо, поименованное в коносаменте, именной коносамент не подлежит передаче другому лицу;
3) ордерный, т. е. передача индоссамента от одного лица к другому осуществляется с помощью передаточной надписи на нем — индоссамента; это самая распространенная форма коносамента.

Различают также линейный (или обычный) коносамент, чартерный (вызываемый при осуществлении чартерных рейсов), береговой (подтверждающий прием груза на берегу), бортовой (когда груз приписывается на борту) и др.

К коносаменту обязательно прилагается страховой полис на груз. Коносамент может сопровождаться различными дополнительными документами, необходимыми для перевозки груза, его хранения и сохранности, для оформления таможенных процедур и т. п. Коносамент является документом, в котором никакие изменения невозможны.

Основные реквизиты коносамента, установленные КТМ и международной конвенцией об унификации условий коносамента, включают следующие данные:

1) наименование судна;
2) наименование фирмы-перевозчика;
3) место приема груза;
4) наименование отправителя груза;
5) наименование получателя груза;
6) наименование груза и его главные характеристики;
7) время и место выдачи коносамента;
8) подпись капитана судна.

В реквизиты коносамента запрещается вносить какие-либо изменения. В то же время отсутствие, к примеру, сведений о перевозимом грузе лишает коносамент статуса ценной бумаги.
Таким образом, в соответствии со ст. 143 ГК применяемый в международной торговле коносамент признан разновидностью ценных бумаг. По своей форме и содержанию коносамент также должен отвечать требованиям публичной достоверности.