Классификация грузов отражает их свойства по виду тары, массе, размерам, способу погрузки и выгрузки, величине отправок, признакам специфических свойств, степени опасности и условиям использования грузоподъемности транспортных средств.
Грузы классифицируются по следующей номенклатуре:
1) нефть и нефтепродукты;
2) каменный уголь;
3) кокс;
4) руда железная и марганцевая;
5) руда цветная и серное сырье;
6) черные металлы;
7) лесные грузы;
8) химические и минеральные удобрения;
9) хлебные грузы;
10) цемент;
11) строительные грузы, в том числе кирпич;
12) промышленные грузы и формовочные материалы;
13) гранулированные шлаки;
14) вскрыша пород;
15) хлопок;
16) молоко и масло животных;
17) ликероводочные изделия;
18) остальные продовольственные товары;
19) промышленные товары народного потребления;
20) грузы в контейнерах;
21) прочие грузы.
По виду упаковки грузы подразделяют на тарные (в том числе с супертарой) и бестарные.
По способам погрузки и выгрузки грузы подразделяются на штучные, навалочные и наливные, а по величине отправок — на мелкопартионные (массой до 5 т), партионные (5—30 т) и массовые (более 30 т). Партия груза — это количество груза, предъявляемое к единовременной перевозке в один адрес по одному транспортному документу.
По признакам специфических свойств, которые надо учитывать при подготовке, хранении, погрузке, перевозке и выгрузке, грузы делятся на скоропортящиеся, опасные, антисанитарные (мусор, нечистоты), живье (скот, птица, рыба, пчелы и др.).
По стпени опасности грузы делятся на четыре группы:
1) малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты, промышленные товары);
2) опасные по своим размерам — (крупногабаритные) с деталями, выступающими за основные габариты транспортных средств;
3) пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, горячий асфальт, разогретый битум);
4) опасные.