Большинство зарубежных авторов в качестве компонентов транспортной системы рассматривают пути (железнодорожные, автомобильные дороги, воздушные трассы и др.), терминалы, подвижной состав и тяговые средства. Для логистического менеджмента определяющими являются некоторые технико-эксплуатационные параметры этих компонентов.
Для подвижного состава такими параметрами являются:
• техническая и эксплуатационная скорость;
• габаритные размеры грузовых емкостей и самих транспортных средств;
• полная масса, нагрузка на оси;
• мощность двигателя (силовых установок);
• грузоподъемность и габаритные размеры прицепов, полуприцепов, вагонов и т. п.
Для путей сообщения:
• пропускная способность;
• ширина проезжей части (колеи), глубина фарватера;
• допустимая нагрузка на дорожное полотно. Для терминалов:
• полезная складская площадь;
• скорость оборота;
• производительность подъемно-транспортного и складского оборудования и т. п.
Затраты на транспортировку грузов включают:
а) непосредственные затраты на линии;
б) дополнительные издержки, связанные с обслуживанием груза на конечных пунктах. Например, если автомобильный транспорт взят напрокат, тарифная оплата перевозки грузов между двумя пунктами будет включать затраты на страхование, а также возвращение машины к исходному пункту или другому месту назначения, подготовку товара к транспортировке. Все это войдет в общие затраты на транспортировку услуги.
Издержки на транспортные услуги существенно различаются в зависимости от типа транспорта и вида оказываемых услуг.
Самый дорогой вид транспорта — воздушный, а самый дешевый — водный.
Иногда затраты на водный транспорт близки к издержкам трубопроводного транспорта, располагающего ограниченными возможностями (главным образом перекачка нефти, газа и их продуктов).
Использование грузовых автомобилей приблизительно в четыре раза дороже железнодорожных перевозок, последняя, в свою очередь, примерно в три раза дороже водной. Однако для конкретного случая необходимы точные расчеты.
Время поставки грузов определяется как средняя продолжительность перевозки груза из исходной точки к месту назначения с помощью определенного вида транспорта. Лучше всего измерять время поставки по системе «дверь в дверь», даже если применяется не один вид транспорта.
Отклонения времени поставки от среднего объясняются условиями эксплуатации транспортных средств и выполнения заказов. Изменения времени доставки являются измерителями неопределенности характеристик транспортировки грузов.
Потери и убытки. Отправители грузов, вверяя их транспортным фирмам, тем самым вправе надеяться, что товары будут доставлены в пункт назначения без потерь и убытков. Именно этот фактор играет решающую роль при выборе перевозчика. В настоящее время обеспечение сохранности грузов влечет за собой либо существенное увеличение транспортного тарифа, либо использование услуг специальных охранных транспортных фирм.
Принимая решение, логистик должен учитывать последствия возможных потерь, а также запаздывания поставок или получения товаров в непригодном виде как потребителем, так и производственной фирмой для поддержания собственных запасов. Причем в последнем случае убытки могут стать особенно значительными в связи с угрозой остановки производства или затрат на содержание запасов.