При организации транспортного процесса приходится решать ряд сложных задач:
• обеспечение сохранности товара, скорости доставки к получателю, снижения транспортных расходов;
• выбор вида транспорта;
• выработка условий договоров;
• предусматриваются меры защиты груза.
То обстоятельство, что между продавцом и покупателем в качестве необходимого звена включается транспортная организация, предполагает особое построение взаимоотношений сторон. Отношения субъектов необходимо регулировать сразу несколькими видами обязательств, в которых в комплексе и согласованно следует решать все вопросы, касающиеся транспортировки товара.
Важнейшие вопросы транспортировки должны находить урегулирование уже в торговых договорах: оптовой купли-продажи, поставки, контрактации сельскохозяйственной продукции и др.
В этих договорах, прежде всего, определяется:
• на какой из сторон лежит обязанность доставки товара;
• каким видом транспорта будет отгружаться товар, возможна ли замена одного вида транспорта другим;
• условие об использовании отправителем специализированной тары и перевозочных средств (специализированные контейнеры, поддоны, строп-пакеты, грузовые сетки, оборудование стеллажей и креплений, увязка изделий в блоки, пачки и др.);
• предельный размер одновременно отгружаемых партий товара, расписание отгрузки или интервалы времени между каждой отгрузкой. Данное условие особенно важно при отправках массовых грузов или скоропортящихся товаров;
• обязанность уведомления получателя телеграфом или по телефону об отправке ему товара. Это способствует сокращению потерь, улучшению организации транспортного процесса;
• перечень необходимых мер по обеспечению сохранности бьющихся изделий или легко снимаемых узлов и деталей;
• предоставление шоферу возможности уведомлять по телефону диспетчера организации-продавца о прибытии в каждый пункт заезда.
Непосредственно в торговых договорах необходимо предусматривать меры по усилению сохранности грузов.
Перечень таких приемов достаточно разнообразен, но даже простейшие из них дают высокий эффект. Так, переход к отгрузке автомобильных шин в связках по 10—12 штук резко затруднил хищения и уменьшил потери. Переход к отгрузке стеклозаводами банок и бутылок не навалом, а на проволочных распорках позволил ускорить погрузку и выгрузку, сократить бой.
Важно самостоятельно находить решения, позволяющие уменьшить вероятность потерь. Подобные меры должны предусматриваться в договорах в виде конкретных обязанностей сторон.
Таким образом, многие важные вопросы транспортировки подлежат решению уже в торговых договорах. Вместе с тем основные моменты перевозки находят урегулирование в транспортных договорах.