Информационные потоки в системе доставки внешнеторговых грузов
Обмен информацией между субъектами рынка транспортных услуг может осуществляться различными способами и на различных носителях:
• бумажных (подлинных, а также заверенных и незаверенных копий, переписанных от руки или снятых на ксероксе);
• речевых (в прямом разговоре, по телефону);
• магнитных (магнитофонными записями на автоответчике или на переносных аудио и видеокассетах);
• по телеграфному каналу;
• электронных (по телефонному каналу — электронная почта, по оптоволоконным и другим каналам обмена);
• на дискетах, факсимильной связью, штриховыми кодами, спутниковой связью и др.
Очевидно, что только единая информационная система:
• предоставит равные возможности для грузоотправителей на всей сети дорог;
• проконтролирует исполнение требований клиентов;
• обеспечит слежение за продвижением грузов;
• своевременно проинформирует о приближении к портам, другим местам перевалки или станции назначения;
• позволит произвести оперативный учет доходов и распределение их между дорогами, участвовавшими в перевозке.
Компьютерная интеграция при соответствующем техническом и информационном обеспечении позволяет поддерживать связи одновременно между неограниченным количеством субъектов рынка транспортных услуг по вопросам организации процессов перевозки грузов, их осуществления, управления и взаиморасчетов.
Когда в обмене информацией участвует большое число партнеров, обязательна стандартизация общей базы данных, но соответствующей единой информационной базы пока нет.
Например, на железнодорожном, речном и морском транспорте действуют различные системы кодирования упаковок, способов перевозки и самих грузов внутри тарифных групп. В связи с этим требуется многократная передача одних и тех же данных.
Происходят и дорогостоящие задержки в передаче информации, когда случаются ошибки и имеют место неточности, вызывающие не только задержку в перемещении транспортных средств и грузовых единиц, но порой и необходимость менять маршруты их следования.
Стремление к созданию единого информационного и транспортного пространства диктует необходимость перехода всех субъектов логистических систем доставки грузов на электронный взаимообмен данными, отвечающих требованиям международного стандарта — электронного обмена информацией в управлении, торговле и на транспорте.
Созданные и получившие развитие на различных видах транспорта России сети передачи данных по различным причинам не соответствуют в полной мере требованиям электронного документооборота.
Создание унифицированной для всех видов транспорта сети требует больших временных и денежных затрат.
Интеграция действующих и только создаваемых ведомственных сетей должна обеспечивать:
• эффективное взаимодействие между видами транспорта;
• выход на международные сети;
• возможность информационного обслуживания систем грузо-владельцев и экспедиторов.
При оказании услуг необходимо обладать всей необходимой информацией:
• для оперативной оценки платежеспособности клиента;
• для автоматизации банковских операций;
• для взаимодействия с таможенными и налоговыми органами;
• любой другой нормативно-справочной и юридически-правовой документацией, используемой при грузовых перевозках в международном сообщении с участием железнодорожного, речного и морского видов транспорта.
Сегодня в России разработкой информационных технологий занимаются:
• научные и проектные организации;
• информационно-вычислительные центры (ИВЦ);
• программисты множества других организаций.
Это приводит к ухудшению их качества, исключает возможность использования в сетевых системах и усложняет проблему сопровождения.
Определяющим фактором в данном вопросе должно быть:
• наличие единых интерфейсов на ПЭВМ;
• обеспечение необходимого информационного взаимодействия между подсистемами АСУ.
Общесистемный принцип перехода от информационно-справочных систем к информационно-управляющим предполагает, что все комплексы информационных технологий должны иметь в своем составе значительную интеллектуальную составляющую.