На железных дорогах индустриально развитых стран существуют и другие организации, занимающиеся логистическими услугами в соответствии с требованиями рынка, например организации по экспедиторской деятельности, несущие ответственность за доставку груза, включая его перевозку от поставщика до потребителя, даже в тех случаях, когда груз перевозится в смешанных сообщениях. Во Франции многие такие организации имеют численность служащих 250 человек и более.
В настоящее время в целях повышения качества обслуживания клиентуры экспедиторские организации строят новые терминалы, которые будут располагать цехами для технического обслуживания большегрузных автомашин. Планируется, что некоторые терминалы будут иметь собственную железнодорожную ветку, а для сокращения времени на таможенные формальности на них предполагается ввести в эксплуатацию электронную систему таможенного контроля.
Экспедиторские организации предоставляют услуги по любой логистической операции, связанной с перевозочным процессом. Например, они берут на себя функции по выполнению таможенных формальностей, отвечают за сохранность груза в пути, гарантируют его доставку необходимой скоростью и т. д. При этом услуги оказываются по всей логистической цепочке, начиная от поставщика сырья и кончая доставкой готовой продукции потребителям. Как показывает практика, подключение услуг к информационной автоматизированной системе управления производством позитивно сказывается на всей ее деятельности.
Наиболее распространенные транспортно-экспедиторские операции:
• выбор наиболее рационального вида транспорта с учетом стоимости и срока доставки грузов;
• составление перспективных, годовых и текущих планов перевозок;
• организация накопления груза, хранения на складах и сортировочных базах;
• упаковка, маркировка, комплектация отгрузочных партий согласно поручению заказчика;
• организация доставки груза со склада отправителя на станцию, в порт, а также вывоз грузов из портов, со станций на склады получателя;
• подготовка (комплектация) сборных отправок для одного или нескольких отправителей, работа с мелкими отправками;
• обеспечение контейнерных грузопотоков в оптимальном режиме;
• обеспечение максимального использования грузоподъемности и грузовместимости перевозочных средств (вагонов, автомобилей, контейнеров,судов);
• заключение договоров с перевозчиками или их представителями на транспортировку груза;
• подготовка необходимых транспортных и товаросопроводительных документов;
• передача груза перевозчику и оформление приемо-сдаточных документов;
• осуществление расчетов с перевозчиками;
• приемка грузов от перевозчика в пунктах назначения с проверкой количества груза (веса, числа мест), а в отдельных случаях и его качества;
• оформление коммерческих актов или других документов при обнаружении недостач, порчи, повреждения груза или тары, излишков, пересортицы и т. п.;
• содействие организации перевалки груза при передаче с одного вида транспорта на другой;
• рассортировка грузов, переупаковка, перемаркировка и т. п.;
• сопровождение грузов проводниками;
• подготовка вагонов, контейнеров, судов, автомобилей для перевозки специфических грузов;
• стандартизация тары и упаковки;
• упрощение транспортной и товаросопроводительной документации.
Выполнение всех перечисленных транспортно-экспедиторских операций требует высокой квалификации административно-управленческого и производственного персонала для достижения максимальной экономии при транспортировке товарных масс.