Характерные признаки комбинированных перевозок:
• грузы перевозятся укрупненными местами;
• перевозки осуществляются без перегрузки — от склада грузоотправителя до склада грузополучателя («от двери до двери»);
• для всех видов транспорта, участвующих в перевозке, устанавливается единый правовой статус;
• на все виды транспорта, участвующие в перевозке, устанавливается единый транспортный документ;
• за всю перевозку устанавливается общий тариф.
При комбинированных перевозках применяются следующие транспортные технологии:
• контейнерные перевозки;
• перевозки с горизонтальным способом грузовых работ;
• грузовые перевозки железнодорожным транспортом подвижного состава автомобильного транспорта (контрейлерные перевозки);
• лихтеровозяые (перевозки лихтеров и барж на крупнотоннажных морских судах).
В странах с развитой экономикой комбинированные перевозки грузов считаются эффективным видом перевозок, и им уделяется большое внимание со стороны правительств этих стран и международных транспортных организаций.
Например, в ФРГ работает система «Хукепан», предусматривающая два варианта промежуточной доставки автопоезда железной дорогой.
В первом — на специальную железнодорожную платформу ставятся тягач и полуприцеп. Водитель продолжает движение автопоезда после достижения конечного пункта железнодорожной перевозки.
Во втором — полуприцеп следует по железной дороге отдельно от тягача. Водитель тягача доставляет полуприцеп до станции отправления и оставляет его как груз для железной дороги. Доставленный до места назначения полуприцеп забирает уже другой тягач и транспортирует его к получателю.
Логистическая схема перевозки грузов использует преимущества железнодорожной перевозки груза по сравнению с автомобильной перевозкой: низкий тариф, высокая средняя скорость, круглосуточное движение.